Малайзия вводит правовое регулирование в криптовалютной области. Правовое регулирование криптовалюты


Правовое регулирование криптовалют в России и мире

Дата 16.11.2017 Просмотры 2017 Комментарии Комментариев нет

Как известно, правовое регулирование криптовалют – одно из наиболее проблемных направлений, в котором приходится коллективно работать современным российским специалистам из разных сфер.

Отказ от прежней позиции

Безусловно, дилемма прошлого года теперь не актуальна, так как отношение России к криптовалюте больше нельзя назвать категоричным. Напомним, еще не так давно о признании правового статуса этих активов не могло быть и речьи правительство рассматривало лишь вариации с мерой наказания за их использование.

Однако за последний год международный крипторынок продемонстрировал ошеломляющий успех, помешать которому не смогли даже самые сильные игроки классического финансового рынка. Благодаря этому представители власти смогли переоценить свою позицию и прийти к выводу, что законодательное регулирование криптовалюты – перспективное направление, благодаря которому страна получит неоценимую пользу.

Таким образом, запрет, который может накладывать регулирование рынка криптовалют в России, не целесообразен. Каждая операция с цифровой валютой приносит гражданину финансовый доход, который может облагаться налогами согласно НДС и быть источником пополнения гос.казны.

Создание рабочей группы

Безусловно, чтобы создать адекватные и полноценные законы о регулировании криптовалют, российскому правительству, ранее не сталкивавшемуся с подобными явлениями, пришлось бы изучить специфику отрасли. В связи с этим на базе Госдумы была создана рабочая группа во главе с Элиной Сидоренко.

В составе этой команды значатся эксперты из различных ведомств, которые на протяжении текущего года проводили исследования с целью выработки общей позиции власти и определения характера, которым будет отличаться правовое регулирование криптовалюты в России.

Элина Сидоренко рассказала, что в итоге Госдума приняла выжидательную позицию. Ее члены не хотят принять скоропостижные решения, не изучив как следует нормативный опыт зарубежных коллег. Таким образом, поспешных действий от отечественных политиков ожидать не стоит:

                Все затаились и жду, кто сделает первый шаг.

Смена настроений

Опираясь на публичные выступления все то же госпожи Сидоренко, необходимо отметить, что местами успешное регулирование криптовалют в мире поспособствовало либерализации взглядов членов Госдумы и «потепления» их настроений. Уже к концу текущего года планируется принять законопроект о регулировании криптовалют, а также разработать хотя бы базу для стандартизации таких ресурсов как блокчейн-платформа.

Блокчейн стартапы в будущем будут регистрироваться, их лицензия позволит беспрепятственно действовать в рамках дозволенного. Однако, несмотря на разрешительный характер диалога, который сопровождает регулирование криптовалют в России, чиновникам приходится сталкиваться с нюансами, которые имеют юридический характер и требуют незамедлительного прояснения.

Технология не может существовать в правовом вакууме, для развития ей нужна сфера легитимной свободы.

Мнение экспертов

В рамках январской конференции в Москве топовые игроки рынка и представители власти и финансового регулятора обсуждали правовое регулирование криптовалюты в мире и на внутреннем российском рынке.

Ксения Осипова, известная как успешный правовой консультант, отметила, что регулятор и чиновники сменили свое мнение на диаметрально противоположное. Она также предложила обратить внимание, что их позиция теперь обладает упреждающе-разрешительным характером. В качестве примера она приводит ФНС по тематике цифровых валют, в котором сквозит утверждение «разрешено то, что не запрещено»:

Как минимум, радует сам способ донесения этого сообщения — в письме, а не в постановлении… Из письма ФНС, во-первых, следует тот вывод, что сделки с криптовалютами не запрещены. Во-вторых, криптовалюты не приравниваются напрямую к денежным суррогатам, однако отмечается “схожесть” свойств криптовалют и валют, в связи с чем первые приравниваются к валютным ценностям. Валютная ценность в правовом поле — это объект с которым можно заключать сделки, круг операций с ней возможен.

Александр Иванов, возглавляющий Waves, утверждает, что Биткоин в качестве глобализированной сети устранить невозможно, но и не нужно. Сейчас регулирование цифровых валют в мире имеет примеры «полного запрета», но они распространяются на такие страны, как Эквадор и, к примеру, Боливия, в то время как более развитые и успешные государства стремятся к адаптации инновации к классической экономике.

В последние несколько лет в СМИ регулярно появлялись заявления властей с неоднозначной позицией по криптовалютам. Это привело к тому, что при любых обсуждениях на тему блокчейна и криптовалют обязательно кто-то говорил, что биткоин запрещен. Для того, чтобы прояснить эту ситуацию и показать, что позиция властей сместилась в сторону правового регулирования, а не запрета.

Помимо этого, эксперты рассмотрели ключевые вопросы, связанные с ситуаций в РФ:

  1. Расширение законов, направленных на регламентацию электронных платежей.
  2. Внесение точечных изменений в существующий нормативно-правовой комплекс.
  3. Разработка и утверждение актов рамочного характера.

Рассматривается так же вопрос о том, каким должно быть налогообложение в данной области.

Оценить статью:

Загрузка...

Поделиться ссылкой:

icotime.ru

Правовой статус и регулирование криптовалюты и биткоинов в России

bitcoin

Криптовалюты являются относительно новым платёжным инструментом, который возник на мировом рынке лишь 2009 году. Соответственно, правовое и юридическое регулирование такового инструмента в законодательстве большинства стран мира просто не существовало, что породило множество правовых коллизий и спекуляций. На сегодняшний день полностью установленными законодательными нормами регулирования оборота криптовалют обладают лишь некоторые государства, в число которых пока ещё Российская Федерация не входит.

Оглавление: 1. Мировой статус криптовалют и их история 2. Правовое регулирование и статус Биткоина и иных криптовалют в России 3. Как законно осуществлять операции с биткоином и криптовалютами

Мировой статус криптовалют и их история

Первая покупка с использованием самой популярной и наиболее известной криптовалюты, а именно – Bitcoin, произошла в мае 2010 года. Именно с этого момента отсчитывается история блокчейновых электронных валют в качестве платёжного средства. Основными особенностями таковых систем является их полная либо частичная анонимность, фиксированные правила и законы эмиссии, не зависящие от внешних или внутренних воздействий, а также полное отсутствие фактического их обеспечения, что значительно отличает их от ценных бумаг либо полноценных мировых национальных валют.

Обратите внимание

Реальная стоимость криптовалют обеспечивается исключительно их котировками на мировых биржах. Тем не менее, на сегодняшний день можно говорить о наличии их реального обеспечения в виде фактических затрат на их получение, так как способ эмиссии криптовалют, или же «майнинг», требует определённых затрат на приобретение соответствующего оборудования и его эксплуатацию, в частности – оплату электроэнергии.

bitcoinПринципиальным отличием, важным для последующего определения правового статуса Биткоина и других криптовалют, является наличие определённых гарантий транзакций, позволяющих осуществлять торговые операции без услуг посредников. Все транзакции являются общедоступными и могут быть отслежены третьими лицами, что исключает возможность подделки таковых платёжных средств и отменяет необходимость привлечения гаранта в качестве третьей стороны сделки.

В целом, на сегодняшний день большинство государств определяют правовой статус лишь конкретных систем криптовалют, в первую очередь – Bitcoin, как наиболее распространённой блокчейновой системы. В частности, полностью регламентировано использование биткоинов как полноценных денег в Японии, частично – в Таиланде, Сингапуре, США, Китае и Швейцарии.

Правовое регулирование и статус Биткоина и иных криптовалют в России

Впервые российское законодательство обратило внимание на Биткоин в 2014 году. Отдельные заявления от представителей правительства, Госдумы и Центробанка рекомендовали осторожно относиться к биткоинам, и фиксировали их как в качестве виртуальной валюты, так и в виде суррогатных денежных средств.

Отсутствие правовой базы для криптовалют и биткоинов в России негативно сказалось на судебной практике, связанной с их применением. Полная анонимность не могла обеспечить надежную идентификацию лица, осуществляющего мошенническую или иную преступную деятельность, связанную с криптовалютами. Таким образом, при вынесении решений суды полагаются, в первую очередь, на отдельные статьи законодательства и, в том числе, даже на отдельные высказывания относительно системы Биткоин со стороны государственных лиц.

Несмотря на то, что биткоин часто относится к статусу виртуальной валюты или денежного суррогата, правового определения данных терминов в российском законодательстве нет. Единственным документом, в котором фиксируется понятие денежного суррогата, является ФЗ №86 от 10.07.2002, в котором прямо запрещается выпуск денежных суррогатов или иных денежных единиц на территории Российской Федерации.

Учитывая, что непосредственная эмиссия происходит при помощи майнинга с участием отдельных участников системы криптовалют, майнинг может признаваться нарушением существующего законодательства. Тем не менее, неопределённость статуса биткоина и других криптовалютных платежных средств освобождает от ответственности за нарушение вышеупомянутого ФЗ, а реальная судебная практика фактически не имеет подобных прецедентов, в которых майнинг был бы признан преступным или незаконным деянием.

В целом, в гражданско-правовом аспекте использование Биткоина и иных криптовалют рассматривают подобные платёжные системы и средства, фиксированные в них, как нематериальные активы с соответствующим правовым оформлением легальных сделок. Однозначного запрета на проведение таковых операций российское законодательство не предусматривает, однако в определённых случаях судебной практики купля-продажа товаров или услуг за биткоины могли квалифицироваться как деяния, способствующие ведению террористической деятельности, наркоторговли или иных преступных действий.

Как законно осуществлять операции с биткоином и криптовалютами

bitkoinВ целом, учитывая отсутствие правового регулирования рынка криптовалют, на сегодняшний день законное осуществление деятельности с их использованием требует лишь полноценной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности и соответствующего оформления полученных от купли, продажи, а также майнинга биткоинов средств. Тем не менее, однозначно рекомендуется не фиксировать документально операции с биткоином как финансовые операции, так как биткоин не является с точки зрения законодательства финансовым средством или же валютой.

Оформляются подобные сделки с биткоинами в первую очередь либо как уступка прав требования (по таковой же системе работает одна из крупнейших электронных платёжных систем Webmoney), либо как продажа определённых услуг или финансовых активов. Учитывая распространённость программного обеспечения и возможность проведения контроля каждой транзакции, допускается полная безопасность и легальность операций по обмену или добыче биткоинов в правовой сфере Российской Федерации.

На июнь 2017 года Центробанк РФ заявил о максимально скором введении определённых нормативов использования биткоина и других криптовалютных блокчейновых платёжных средств. Таким образом, правила ведения операций с биткоинами и прочими криптовалютами могут измениться в ближайшее время и потребовать дополнительных процедур и изменения статуса деятельности легальных предпринимателей, работающих с таковыми платёжными средствами.

Загрузка...

pravo.moe

Нормативно-правовое регулирование криптовалют («виртуальных валют»)



Криптовалюты (виртуальные валюты), получили широкое распространение во многих странах мира.

Децентрализованные виртуальные валюты (криптовалютами) являются распределенными, основанными на математических принципах пиринговыми виртуальными валютами с открытым исходным кодом, у них нет центрального администратора и отсутствует централизованный контроль или надзор.

Самой распространенной среди существующих на данный момент криптовалют является биткойн (англ. bitcoin, от bit — бит, единица информации, и coin — монета).

Весьма большой интерес к их использованию, в первую очередь, для оплаты товаров, приобретаемых через интернет, оплаты услуг мобильных операторов, осуществления трансграничных переводов объясняется сравнительной простотой использования, отсутствием централизованного государственного контроля, анонимностью транзакций, а также отсутствием «привязки» к какой-либо из существующих в настоящее время национальных валют.

Впервые биткойн был запрещен в Таиланде в 2013 году. В США биткойн считают «виртуальной валютой» и считают необходимым урегулировать должным образом.

Гос. органы разных стран по-разному регулируют вопрос, связанный с определением правового статуса виртуальных валют, а также возможностью совершения операций в криптовалютах на территории указанных стран.

К государственным органам относятся органы государственной власти, то есть органы трех ветвей власти, а также — в нарушение принципа разделения властей — иные государственные органы, не входящие в триаду разделения власти в Российской Федерации [3, c. 436].

Государство учувствует в гражданских правоотношениях, основываясь на нормах Конституции Российской Федерации и федеральных законов и имея неизменным предназначением реализацию своих социальных функций, что, соответственно, влечет возникновению у него соответствующих прав, обязанностей и ответственности [1, c. 15].

Развитие рынка ценных бумаг рассматривается с начала 1990-х годов в то время, когда в России начался переход к рыночной экономике. Рынок ценных бумаг контролируется органом государственного регулирования — Федеральной службой по финансовым рынкам [4, c. 77].

Нормы, регулирующие отношения, складывающиеся по поводу банковской тайны, не предусматривают указаний относительно валюты вклада, счета, а также операций, гарантируемых режимом банковской тайны.

Пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О валютном регулировании и валютном контроле» устанавливает, что средства на банковских счетах и в банковских вкладах являются валютой Российской Федерации.

Средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах являются иностранной валютой.

Денежные средства, которые находятся на банковских счетах и банковских вкладах кредитной организации в Российской Федерации, являются либо валютой Российской Федерации, либо иностранной валютой.

Согласно пп. «а» п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании валюта Российской Федерации — это денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

В соответствии с пп. «а» п. 2 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании иностранная валюта — это денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки.

Поскольку криптовалюта, в частности биткойн, не является валютой Российской Федерации и иностранной валютой, то она не может быть внесена во вклад или размещена на счет в кредитной организации в Российской Федерации.

Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются. Понятие денежных суррогатов в ст. 27 Закона о Банке России не раскрывается.

Денежный суррогат не является законным средством платежа, его выпуск запрещен законодательством, следовательно, он не может использоваться в качестве всеобщего эквивалента.

Виртуальные валюты находятся за рамками правового поля, а осуществление операций и сделок с использованием криптовалют, в частности биткойн, на территории РФ будет иметь негативные последствия для совершающих такие операции лиц.

Виртуальные валюты, являются в настоящее время глобальной финансово-технологической инновацией, механизма регулирования которой до их появления не существовало ни в одной стране мира.

Разработка правового регулирования, учитывающего особенности возникших в следствии появления криптовалюты общественных отношений, позволит во многом минимизировать риски, связанные с использованием виртуальных валют, находящихся за рамками правового поля, существующие на данный момент.

Прежде всего, необходимо произвести юридическую квалификацию виртуальных валют. Отсутствие в международном законодательстве и в науке единой точки зрения о сущности криптовалют, их возможном регулировании, а также признании или запрете негативно сказываются на возникающих общественных отношениях, связанных с использованием криптовалют, в частности биткойн, поскольку на данный момент действительно существуют возможности для совершения операций с криптовалютами в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

В настоящее время существует запрет на выпуск денежных суррогатов, однако их использование федеральным законом не регулируется. Криптовалюты (биткойн) не могут быть отнесены ни к наличным, ни к безналичным денежным средствам.

Учитывая децентрализованных характер эмиссии криптовалют и возможность их выпуска в любой стране мира, а осуществления операций и сделок в другой стране, в том числе на территории России, существует необходимость разработки актов законодательного регулирования и контроля за осуществлением операций и сделок с использованием криптовалют.

Это позволит минимизировать риски, связанные с использованием виртуальных валют, и как следствие предотвратить легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма, осуществляемую с использованием виртуальных валют.

В данной связи предлагается дополнить ст. 27 Закона о Банке России и предусмотреть, что осуществление операций и сделок с использованием денежных суррогатов допускается исключительно в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В целях соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, целесообразно установление максимальной прозрачности транзакций с биткойнами, возможности идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев по таким операциям, установления четких правовых оснований доступа к сведениям об операциях с криптовалютами со стороны уполномоченных государственных органов.

Осуществление обязательного контроля в отношении указанных операций будет способствовать созданию правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также предотвращению угрозы безопасности государства и общества в финансовой сфере.

Распространение норм законодательства о банковской тайне на отношения, складывающиеся в процессе использования криптовалют, в частности совершения операций с биткойн, нецелесообразно.

Во-первых, криптовалюты не используются в банковской практике, а применяются частными компаниями и физическими лицами как «частные деньги».

Во-вторых, криптовалюты не являются наличными деньгами и законным средством платежа в России. Их квалификация в качестве денежных средств также сомнительна.

Оборот криптовалют, являющихся денежными суррогатами, не регулируется банковским законодательством и законодательством о национальной платежной системе.

В случае разработки нормативного акта, посвященного регулированию оборота криптовалют, необходимо учитывать нежелательность установления тайны операций с биткойнами.

Они являются денежными суррогатами. Поэтому требования статьи 26 Федерального закона от 02.12.1990 № 395–1 (ред. от 03.07.2016) «О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016) не распространяются на операции с указанными денежными суррогатами.

Литература:
  1. Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ(ред. от 03.07.2016)«О валютном регулировании и валютном контроле» // «Российская газета», № 253, 17.12.2003.
  2. Валуйсков, Н.В., Арутюнян, А. Д. Гражданско-правовой статус публично-правового образования-государства в современном гражданском обороте // Государственное и муниципальное право: теория и практика: сборник статей Международной научно-практической конференции (10 ноября 2016 г., г. Пермь). — Уфа: АЭТЕРНА, 2016. — 171 с.
  3. Валуйсков Н. В., Арутюнян А. Д., Бондаренко Л. В. Сущность государства в статусе органов государственной власти // Молодой ученый. 2017. № 3 (137). С. 435–437.
  4. Арутюнян, А.Д., Валуйсков, Н. В. Рынок ценных бумаг // Символ науки. 2015. Т. 1. № 3–1 (3). С. 77–79.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, валюта, осуществление операций, финансирование терроризма, иностранная валюта, валютное регулирование, страна мира, кредитная организация, законное средство, наличный платеж.

moluch.ru

Проблемы правового регулирования виртуальной валюты в России



Статья посвящена вопросу правового регулирования криптовалюты. Поскольку в результате отсутствия в законодательстве данного термина наблюдается множество споров относительно юридической сущности криптовалюты как таковой, в связи с этим возникает необходимость правового урегулирования криптовалют.

Ключевые слова: криптовалюта, электронная валюта, правовое регулирование, биткойн.

Динамичное расширение виртуального пространства в области финансового регулирования неизбежно приводит к возникновению новых финансовых инструментов и продуктов. Одним из таких финансовых инструментов является децентрализованная электронная валюта или криптовалюта.

В настоящее время известно 700 видов криптовалют. Самыми распространенными среди них являются «Bitcoin» и «Ethereum». Данные криптовалюты принимаются всеми биржами, работающими с криптовалютами, а общая их капитализация составляет 13 миллиардов долларов [3].

Криптовалюта (виртуальная валюта) — это цифровое представление стоимости, основанное на системе распределенного реестра (блокчейн), которое используется при расчетах в качестве средства платежа, но не эмитировано государством [4]. Каждая транзакция в сети распространяется между ее пользователями и признается действительной только после подтверждения другими участниками блока, где «записана» эта транзакция.

В отличие от обычного электронного кошелька, для которого необходимо физическое внесение денег определенной валюты (например, через банк), криптовалюта базируется на просторах сети и не имеет прямой связи ни с одной из существующих обычных валют, а также не зависит от какого-либо центрального банка или правительства.

Финансисты всего мира выделяют следующие плюсы «валюты нового поколения»: ограниченность — валюта считается самостоятельной финансовой единицей, её эмиссия никем не управляется и не контролирует движение количества финансов на счёте, изготавливается в ограниченном количестве, поэтому здесь на максимум исключаются всевозможные риски, связанные с инфляцией; анонимность — получить сведения о владельце криптовалютного кошелька невозможно; открытость кода — благодаря чему каждый человек может получить электронные деньги.

На сегодняшний день практически все страны активно ведут деятельность по развитию и становлению национальной криптовалюты. Но несмотря на стремительное развитие этой новой финансовой технологии, ее регулирование на национальном уровне только начинает создаваться [6].

Правовой статус криптовалюты в разных странах значительно различается. В ряде стран официально разрешены операции с криптовалютами, к примеру Япония и Индия. В них криптовалюта официально признана средством платежа и законодательная база быстрыми темпами подстраивается под соответствующую инновацию [8].

Можно считать благоприятной законодательную среду для криптовалют в Японии, США, Канаде и большинстве стран Европы. В США законодательство и судебная практика рассматривает криптовалюту одновременно как деньги и биржевой товар, а Китай признает криптовалюту виртуальным товаром со всеми вытекающими из этого последствиями для налогообложения.

В России же основной проблемой является отсутствие правового регулирования криптовалюты. Обосновывается это тем, что ЦБ РФ не определил финансово — правовую сущность криптовалюты, относиться ли она к электронным деньгам, которые появились в ходе технологического прогресса, или же к денежному суррогату в соответствии с ФЗ № 86 216 от 10.07.2002 «О Центральном Банке Российский Федерации», который является только временным явлением и вскоре исчезнет так же, как и появился [5].

Также большой проблемой является эмиссия криптовалюты, так называемый майнинг. Каждый человек, у которого есть технические возможности, а именно видеокарта, компьютерный процессор и материнская плата может майнить, то есть добывать криптовалюту из программных кодов.

Сложность состоит в том, что если проводить аналогию с реальной денежной единицей, то является ли эмиссия криптовалюты незаконным действием, ведь эмиссия реальных денежных средств преследуется по закону в соответствии со статьей 186 Уголовного Кодекса РФ [2].

Бесконтрольность использования криптовалюты порождает невозможность отслеживания денежных средств, направленных на финансирование террористических организаций, торговлю наркотиками, оружием и людьми, что в свою очередь гарантирует безнаказанность преступных деяний. В случаях мошенничества с криптовалютой не представляется возможным идентифицировать лицо, так как данная система гарантирует полную анонимность. При открытии кошелька в системе блокчейн не запрашивается никаких данных для подтверждения лица, единственное что выдается субъекту — это идентификационный номер. Криптовалюта становится основой теневого сектора экономики, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет иметь далеко идущие неблагоприятные последствия.

Необходимость принятия закона о регулировании криптовалют в РФ заключается в следующем:

  1. Одной из ключевых характеристик криптовалют считается их децентрализация и анонимность. Это и является риском для незаконной эксплуатации системы блокчейн. Благодаря легализации биткоина, страна, легализовавшая его, сможет хотя бы частично контролировать то, что будет происходить с деньгами и закрыть их от влияния чёрного рынка.
  2. Вторая по списку, но не по важности, задача закона в определении правового статуса криптовалюты. В частности, цифровые деньги хотят приравнять к финансовому активу, что позволяет использовать его только участникам регулируемой биржи, работающей с Центробанком. Другими словами, свободное хождение виртуальной валюты будет под запретом, а физические лица не смогут пользоваться своими активами, что значительно замедлит развитие рынка.
  3. Третья задача, связанная с принятием закона о криптовалютах, — это защита участников рынка. Сегодня использование монет — очень рисковый процесс, который может закончиться плачевно для всех, кто делает транзакции. Сделки в сети никто не контролирует, потому появляется множество мошенников. Конечно, транзакции анонимны, но если произойдёт кража, никто не сможет наказать злоумышленников. То же касается бирж, на которых многие пользователи держат свои кошельки с криптовалютой. Если с ними что-то случится, вернуть деньги или получить компенсацию за них от владельца ресурса невозможно, так как в законодательстве нет такого пункта.
  4. Четвёртая задача легализации криптовалюты в России — противодействие отмыванию денег. Криптовалюта становится основой теневого сектора экономики, что в дальнейшем, на наш взгляд, будет иметь далеко идущие неблагоприятные последствия. Реализация сделок и финансов позволит хотя бы частично контролировать этот процесс.
  5. Пятая задача заключается в создании базы для лицензирования и налогообложения криптовалют. Сегодня в стране никто не платит налоги на полученные таким образом средства. Это лишает бюджет приличного дохода. Кроме того, сегодня считается, что использование криптоденег незаконно и связано с финансовыми махинациями, что делает риск майнинга и покупки средств довольно высоким.
  6. Последняя задача заключается в формировании регулируемой площадки цифрового бизнеса. Вот только сейчас мало кто понимает, как она должна выглядеть и что из себя представлять.

На сегодняшний момент вопрос о правовом регулировании криптовалюты в России остается открытым.

Сейчас Министерство финансов Российской Федерации занимается разработкой сразу двух законопроектов. Один будет регулировать криптовалюты и денежные суррогаты, а второй — цифровые технологии, в том числе майнинг и реестры. Законопроект могут принять в марте 2018 года [7].

Таким образом, можно прийти к выводу, что правовое регулирование в каждой стране находится в процессе оформления. Изучение опыта других стран позволит создать правовое поле, учитывающее интересы и государства, и бизнеса, и физических лиц. Принятие соответствующих законов позволит не только осуществлять борьбу с отмыванием доходов, полученных преступным путем, обеспечивать безопасность, но и получать доход в виде налогов с физических и юридических лиц, осуществляющих операции с криптовалютой.

Литература:

1 Вотинцев П. Д. Правовое регулирование криптовалюты // Инновационое развитие науки. -2017. — № 14. — С.214–218.

2 Казкенова М. С. Криптовалюта: понятие, перспективы правового регулирования в РФ // Статья в сборнике трудов конференции «Перспективы развития науки в современном мире». — Уфа: Изд-во «Дендра», 2017. — С.82–88.

3 Мареева Л. А. Криптовалюта: мировой опыт и Российская действительность // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. — 2017. — № 10. — С.22–23.

4 Морозова М. П. Предпосылки интегрированных распределительных центров в России // Журнал «Экономика и предпринимательство».-2016.-№ 3(ч.1).

5 Образцова В. В. Правовой статус криптовалюты в России // Современные научные исследования и инновации. — 2016. — № 17. — С.59–33.

6 Огородникова Е. П. Налоговое планирование на современном этапе развития Российской экономики // Журнал «Экономика и предпринимательство».-2016.-№ 1–2 (66–2).-С.31–33.

7 Развеева И. Ф. Криптовалюта. Деньги XXI века // Сборник статей XI международной научно-практической конференции «EURASIASCIENCE». — Москва: Изд-во «Актуальность РФ».,2017. — С.282–283.

8 Семенова Е. В. Анализ правового регулирования криптовалюты // Инновационная экономика. — 2017. — № 8. — С.143–147.

9 Соколова Т. Н. Правовое регулирование использования криптовалют // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Инновации и инвестиции как драйверы социального и экономического развитии». — Челябинск: Изд-во «Омега Сайнс»,2017. — С.208–212.

Основные термины (генерируются автоматически): правовое регулирование, Россия, виртуальная валюта, правовой статус, теневой сектор экономики, США, Япония, деньга.

moluch.ru

Правовое регулирование криптовалют в Малайзии

Правовое регулирование криптовалютДо окончания года в Малайзии введут правовое регулирование криптовалют. Ещё в октябре, выступая на конференции по финансовым преступлениям, Мухаммад Ибрагим — глава малайзийского банка Негара BNM упомянул, что, возможно, до конца года последует запрет на обращение криптовалют. BNM, будучи внутренним финансовым регулятором, вправе выдвинуть подобный мандат.

В более поздних заявлениях глава BNM смягчил категоричный подход и дал понять — официальная позиция проявит гибкость.

Правовое регулирование криптовалют: цели и задачи

Окончательное решение о правовом регулировании было обещано к началу 2018 года, в комментариях сейчас фигурирует понятие «выработка руководящих принципов» вместо «запрет». Чиновники собираются рассмотреть вопросы:

  1. Сбора данных и обеспечения прозрачности.
  2. Регистрации участников бизнеса с криптовалютами.

Инвесторов официально предупредили о рисках вкладов в ICO — первоначального предложения криптовалют и токенов blockchain.

Последнее официальное заявление о правовом регулировании от Мухаммада Ибрагима прозвучало на саммите по вопросам терроризма.

В целях противодействия незаконному использованию криптовалют, в том числе на финансирование терроризма и отмывание денег, разрабатываются правовые нормы регулирования.

Согласно информации Reuters, Ибрагим заявил, что все компании, конвертирующие криптовалютные деньги в физические, обретут правовой статус «Институтов отчётности». После ввода закона о регулировании предприятия будут обязаны:

  1. Предоставлять отчёты о подозрительных операциях.
  2. Пресекать возможность быть использованными в качестве канала для незаконной передачи денег.
  3. Обеспечивать стабильность и целостность финансовой системы.
  4. Содействовать предотвращению преступной деятельности.

Кроме финансового учреждения, разработкой правовой базы регулирования занимается агентство по ценным бумагам и рынкам Малайзии. Агентство сотрудничает с центральным банком и ставит цель — сохранить целостность рынка и обеспечить достоверные данные для инвесторов.

Правовое регулирование криптовалют: границы контроля

В действительности, правовое регулирование способно контролировать лишь деятельность ICO и, частично, взаимные расчёты в криптовалютах организаций между собой. К сожалению, природа криптовалют такова, что преступным группировкам нет нужды проводить транзакции через официальные компании и прятать бумажные следы.

Отмыванию будут подвергаться прибыли не в криптовалютах и по давно сложившимся схемам.

Реальная польза от правового регулирования скорее выразится в защите обычных граждан от недобросовестных эмитентов:

  1. Большинство людей мало знают о цифровых технологиях, зато осведомлены о высоких прибылях инвестирования в криптомонеты.
  2. В результате многие становятся жертвами обмана. Мошенники вовлекают неопытных вкладчиков в проекты, основанные на схеме Понци.

Правда, для ширмы используются не только идеи токенов. Пирамиды прикрывают деятельность:

  • Форекс и недвижимостью;
  • операциями с физическим золотом;
  • ценными бумагами КНР;
  • майнингом биткоина и другими трендами.

Стоит отметить, что люди в Малайзии отличаются мудростью и далеко не легковерны.

Они знают, какой доход выглядит реальным, сколько и на какой срок нужно вкладывать, чтобы увеличить уровень жизни.

Поэтому скептически относятся к схемам, обещающим постоянный, высокий, гарантированный доход пожизненно — излюбленным ловушкам мошенников.

После ввода правового регулирования криптовалют, граждане смогут обращаться в национальную комиссию по безопасности, запрашивать информацию о легитимности компаний и самостоятельно изучать чёрные списки. В итоге множество сомнительных схем не сработает, так как они будут попросту предотвращены.

А какую пользу от криптовалютного регулирования видите вы? Напишите об этом в комментариях к статье.

Хотите больше новостей? Смотрите здесь и в Telegram. Следите за нами в соц. сетях: Twitter, Youtube, Google+, Instagram, Facebook, VK, OK. Подписывайтесь. Понравилась статья поделитесь с друзьями, на форумах, в соц. сетях — Вам не сложно 🙂 и Вы очень поможете нам развивать проект быстрее.

mining-bitcoin.ru

Правовое регулирование криптовалют в России

Недавняя шумиха вокруг популярной криптовалюты – биткоина уже успела поутихнуть. Вполне естественно, что государство не может оставить так просто движения финансов, пусть и электронных. По этой причине последняя реакция Министерства финансов была весьма предсказуема.

регулирование криптовалют

В поисках возможности правового регулирования криптовалют Минфин предлагает перевести этот вид валюты в разряд финансовых активов. Однако есть отличие: регулирование при этом будет осуществляться как с «иным имуществом».

Содержание статьи

Государственное регулирование криптовалют в России

По предложенному Министерством финансов сценарию, биткоин практически перейдет в разряд полноценной валюты, продавать и покупать которую смогут лишь инвесторы и только в рамках биржи. Инициатива, как и в любом другом случае, подаётся с уклоном на заботу о среднестатистическом гражданине, который не имеет представления о том, что такое инвестирование.

Таким образом, если инициатива найдет поддержку на государственном уровне, совершать сделки с криптовалютой смогут лишь инвесторы, работающие на Московской бирже. Остальные же будут ограждены от столь «рискованного» вида капиталовложения.

О возможности регулирования криптовалют думали долго и много. В итоге было принято решение отнести ее к финансовым активам. Однако, рассматривать не подкрепленную реальной стоимостью криптовалюту как полноценную валюту невозможно, поэтому эксперты предлагают регулировать ее как другое имущество.

Руководство Минфина уже взаимодействует с Московской биржей и Центробанком, пытаясь урегулировать все нюансы и вопросы. По заявлению представителей госструктуры перевод криптовалюты на биржу необходим для того, чтобы участники транзакций могли рассчитывать на судебную защиту.

Как пресечь попытки отмывания денег

Представители Минфина также говорят о том, что регулирование криптовалют поможет пресечь попытки «отмывания» денег через этот вид инвестирования. На сегодняшний день такие случаи совсем не единичны и количество желающих только растет.

Для пресечения подобных попыток легализации дохода необходим регулятор, который всегда будет в курсе того, кто находится по обе стороны каждой сделки и в каком направлении передвигаются счета  битоина. В качестве регулятора в нашем случае будет выступать Росфинмониторинг.

Что будет с физическими лицами

На вопрос о том, что же будет с «обычными» людьми, которые сейчас имеют возможность совершения сделок с биткоинами, замминистра финансов однозначно ответил, что эти люди допускаться до сделок не будут, так как без необходимой подготовки они просто потеряют свои деньги.

Напомним, что по замыслу Минфина совершать покупку/продажу биткоинов смогут лишь квалифицированные инвесторы, а вот признать человека таковым имеет право только Центробанк.

Удивителен тот факт, что само Министерство финансов признает, что криптовалюты – своего рода «финансовая пирамида», инвестировать в которую – неоправданно высокий риск. Именно исходя из этого положения и была построена политика регулирования этого вида валюты.

Пока среднестатистический человек, интересующийся темой, надеется на то, что новость  не получит продолжения, руководство Минфина рассчитывает на то, что проект будет поддержан Правительством и уже в скором времени по нему начнут работать.

Мнения сторонних экспертов

Однако надежды Минфина не поддерживают сторонние эксперты, называя вынесенное предложение очередной «утопией» госструктур. Один из этих экспертов – Андрей Варнавский, занимающий должность директора блокчеин-лаборатории БИ Финансового Университета.

По его словам сегодня нововведения, предлагаемые Минфином, будут способствовать ограничению оборота, который негативно отразится на развитии нового финансового института. Реальная ситуация такова, что купить биткоин нелегально гораздо проще, чем сделать это на легальном уровне.

Предложенная инициатива по регулированию криптовалют, по словам Варнавского, может послужить отличной возможностью для легализации покупки криптовалют, а биржа была бы отличным инструментом.

Таким образом уже поступили многие страны, предоставив юридическим лицам возможность осуществления сделок с использованием биткоина. Однако, сам факт того, что предложенная инициатива пресекает все другие возможности покупки криптовалюты, говорит о том, что в России идея обречена.

Разработчики инициативы говорят о том, что предложение Минфина по всей вероятности перерастет в законопроект, основная задача которого будет заключаться в защите простых граждан от финансовых рисков, с которыми связано инвестирование в криптовалюту.

Напомним, что о возможности присвоения официального статуса биткоину говорили еще в апреле этого года. Однако, мнения по этому поводу часто расходились, а перспективы оставались туманными. Еще в мае криптовалюту хотели обложить налогом, как цифровой товар, но уже в июне от этой идеи отказались.

irategroup.ru

Законодательные новеллы правового регулирования обращения криптовалют

В апреле – мае 2016 г. Министерством финансов РФ были подготовлены поправки в Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее – Закон о ЦБ РФ), которые запрещают в России выпуск и оборот криптовалют, а также изменения в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие санкции для бизнеса за выпуск и оборот криптовалют.

Реальное наказание за электронную валюту

В соответствии с предлагаемыми нововведениями за выпуск, покупку и сбыт денежных суррогатов нарушителям грозит штраф до 500 тыс. руб., от 500 тыс. до 1 млн руб. или лишение свободы на срок до 6 лет. Для руководителей банков, страховых компаний и других финансовых организаций, а также профессиональных участников рынка ценных бумаг штраф может составить от 1 до 2,5 млн руб., а максимальное наказание – 7 лет лишения свободы с отменой права занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Из уточненной Минфином РФ ст. 27 Закона "О Центральном банке" следует, что официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль; один рубль состоит из 100 копеек. Хождение на территории Российской Федерации других денежных единиц и изготовление (выпуск) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмотренных федеральным законом (далее – денежные суррогаты), а равно и осуществление операций с использованием денежных суррогатов запрещается.

Согласно действующей редакции Закона о ЦБ РФ выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается. В связи с анонимным характером деятельности по выпуску "виртуальных валют" неограниченным кругом субъектов и  их использованию для совершения операций граждане и юридические лица могут быть вовлечены в противоправную деятельность (в том числе непреднамеренно), включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма.

Банк России предупреждает, что оказание российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в проведение сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма[1].

Гражданская оборотоспособность биткоинов

Отметим, что в соответствии с действующим российским законодательством биткоин не относится к числу объектов гражданских прав. В частности, объектами гражданских прав, согласно ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), являются вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права, результаты работ и оказание услуг, охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность), нематериальные блага.

Все деньги отнесены законодателем к имуществу, при этом наличные деньги относятся к вещам, а безналичные денежные средства – к иному имуществу.

В соответствии со ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются законом или в установленном им порядке.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" иностранной валютой считаются:

  • денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

  • средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Таким образом, криптовалюты не поименованы в законодательных актах Российской Федерации в качестве объекта гражданских прав, что при довольно жестком регулировании валютно-денежных отношений делает невозможным их официальное применение.

Не признаются денежными суррогатами объекты имущественных прав, возникающие в результате исполнения сторонами обязательств по договорам гражданско-правового характера и используемые в целях стимулирования приобретения товаров, работ, услуг[2].

Технология "blockchain" как камень преткновения

Указанные поправки, на первый взгляд, окончательно закрепляют утвердившийся "негативный" тренд правового регулирования обращения криптовалют на территории России[3].

Предполагалось, что законопроект поступит на рассмотрение в Госдуму не позднее июня – июля 2016 г. Вместе с тем в конце мая в Минфине РФ заявили, что текущая редакция законопроекта не в полной мере учитывает всю сложность выпуска и обращения криптовалют. В связи с этим было принято решение подготовить новую редакцию документа и до конца года направить ее в Госдуму.

В частности, замминистра финансов РФ Алексей Моисеев пояснил, что обсуждение законопроекта о наказании за выпуск и использование денежных суррогатов в стране продолжается, однако майнинг[4] криптовалюты скорее всего не попадет под его действие[5].

При этом стоит отметить, что поправки Минфина РФ, запрещающие выпуск биткоинов, не "закрывают" саму криптотехнологию, на которой работает система, что воспринимается весьма неоднозначно.

В частности, в основе большинства криптовалют (в том числе bitcoin) лежит так называемый пиринговый принцип, в соответствии с которым обращение криптовалют предполагает равноправие участников по принципу децентрализации.

По такому же принципу устроены торрент-трекеры К автору: преобладает раздельное написание, чаще всего предполагающие, что пользователь не только пассивно закачивает файлы из Интернета, но и активно раздает их. Причем он закачивает их не с какого-либо специального сервера, а фактически с компьютеров других таких же пользователей децентрализованной сети. Пиринговые сети, по общему правилу, автоматически делают участника сети не только потребителем, но и активным участником всего процесса.

Таким образом, благодаря пиринговому принципу криптовалюты (в отличие от аналогов) ограждены от администрирования со стороны каких бы то ни было государственных органов.

Технология, получившая название блокчейн (blockchain), представляет собой распределенную базу данных, которая содержит информацию обо всех транзакциях, проведенных участниками системы. Данные хранятся в виде "цепочки блоков", в каждом из которых записано определенное число транзакций. Ключевое свойство системы – распределенность. Не существует единого места, где содержатся все записи реестродержателя или банка. Реестр хранится одновременно у всех участников системы и автоматически обновляется до последней версии при каждом внесенном изменении. Пользователи при этом выступают в качестве "коллективного нотариуса", который подтверждает истинность информации в базе данных.

При таких обстоятельствах с учетом большого количества пользователей, вовлеченных в процесс криптообмена, вопрос о применении мер ответственности (особенно уголовной), безусловно, требует более детальной проработки.

Тотальный запрет на технологию может послужить негативным фактором для участников делового оборота, которые могут лишиться определенного конкурентного преимущества по сравнению со своими иностранными партнерами.

Так, технология блокчейн в перспективе может стать весьма удобной платформой для проведения транснациональных сделок. В качестве примера можно привести сделку между ирландским производителем молочной продукции Ornua и сейшельской торговой компанией, совершенную по технологии блокчейн в сентябре 2016 г.[6]

Расчет по аккредитиву на 100 тыс. долл. США в обеспечение экспорта партии сыра и масла ирландского кооператива в адрес сейшельской торговой компании осуществили британский банк Barclays и израильский стартап Wave. Сделка состоялась менее чем за четыре часа. Традиционно такой процесс занимает от недели до 10 дней из-за трудностей обработки сопутствующей документации, включая обмен оригиналами документов с помощью курьерских служб, но криптографическая защита и механизмы верификации блокчейна позволили провести все операции через Интернет без необходимости сторонней проверки[7].

Заинтересованность в самой технологии блокчейн не раз высказывали и представители Центробанка РФ. В частности, в сентябре 2015 г. заместитель Председателя Центрального банка РФ Ольга Скоробогатова сообщила на форуме в Казани, что регулятор создал рабочую группу по изучению технологии блокчейн с учетом международного опыта и окончательная позиция ЦБ РФ по этому вопросу будет сформирована по результатам анализа блокчейн.

Можно с уверенностью говорить о том, что тема обращения криптовалют весьма актуальна для российского права. Участие в рынке их обращения открывает огромные возможности и перспективы. С учетом стремительного развития рынка не стоит обходить эту тему вниманием.

Более того, необходимость более детального законодательного регулирования рынка обращения биткоинов была признана со стороны государственных органов. В частности, первый заместитель Председателя Банка России Георгий Лунтовский отметил, что за рынком биткоинов наблюдают, вопрос изучается, возможно, в будущем появится законодательное регулирование[8].

[1]Информация Банка России от 27 января 2014 г.  "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют", в частности биткоин" // Вестник Банка России. 2014.  №  11.

[2] http://izvestia.ru/news/607066.

[3]  При всей правовой неопределенности института криптовалют можно тем не менее отметить две тенденции правового регулирования, которые условно можно назвать позитивной и негативной. Примером "позитивного" регулирования является прежде всего законодательство США и Европейского союза, где существует устойчивый тренд на легализацию криптовалют. К "негативным" юрисдикциям можно отнести Россию и Китай, чьи законодатели идут преимущественно по запретительному пути. 

[4]Деятельность по поддержанию распределенной платформы и созданию новых блоков с возможностью получить вознаграждение в форме эмитированной валюты и комиссионных сборов в различных криптовалютах, в частности в биткойн // https://ru.wikipedia.org/wiki/Майнинг.

[5] http://www.banki.ru/news/lenta/?id=8867934.

[6] http://www.reuters.com/article/us-banks-barclays-blockchain-idUSKCN11D23B.

[7] http://www.rbc.ru/finances/08/09/2016/57d189e79a7947ab7bf496d2.

[8] http://tass.ru/ekonomika/1293670. 

www.vegaslex.ru


Смотрите также