Ряд российских законов о криптовалюте подверглись критике со стороны экспертов. Закон о криптовалюте


Всё, что нужно знать о готовящемся законе о криптовалютах в России | Аналитика

В настоящее время Минфин занимается разработкой законодательства, регулирующего выпуск и обращение криптовалют в России. Вот несколько положений, которые могут появиться в документе в 2018 году.

Министерство финансов России не исключает возможность введения налога на майнинг. Об этом журналистам рассказал замглавы ведомства Алексей Моисеев в кулуарах Госдумы.

«Будет дано правовое понятие реестрам, валидаторам, майнерам и всем прочим. Будет написано про регулирование ICO, и будет написано, что майнинг это предпринимательская деятельность. Раз это предпринимательская деятельность, значит ее можно делать только юрлицам и ИП, и соответствующее — в зависимости от организационно-правовой формы — будет налогообложение. Там будет такая примерно концепция. Хотя есть желающие специальный налог на майнеров ввести. Посмотрим, может быть, еще и введем», — сказал он.

Уголовная ответственность за расчеты криптовалютами

Кроме того, Минфин предлагает ввести уголовную ответственность за расчеты криптовалютами. По его словам, средством расчета на территории страны является рубль.

«Из этого следует, что нельзя рассчитываться ни в чем другом — ни в жетончиках „Монополии“, ни деньгами из World of Tanks, ни какими-нибудь другими расписками, подписками, записками. Рассчитываться можно только рублем Российской Федерации. Если у вас мало рублей Российской Федерации, вы можете поменять ваши биткоины на рубли и пойти за рубли купить в LavkaLavka пирожок. Это вы можете сделать, но прийти в LavkaLavka и платить биткоинами вы не можете — это конституционный принцип», — цитирует RNS замглаву Минфина.

В зависимости от масштаба операций ответственность за организацию расчетов криптовалютами может быть как административной, так и уголовной. Моисеев привел пример возникновения уголовной ответственности:

«Кто-то специально придумает какую-то криптовалюту, которая специально будет использоваться для замещения рубля с целью неуплаты налогов или чего-нибудь в этом роде, тогда будет возможность».

При этом вводить наказание для граждан России за покупку биткоинов ведомство не планирует, добавил Моисеев.

«Именно биткоины регулировать не предполагается. Про них вообще ничего писать не будем. В случае если они будут использоваться для покупки и продажи работ, товаров и услуг на территории Российской Федерации, да, мы будем смотреть как на денежные суррогаты. В случае если люди просто где-то купили, — купили и купили. Мы их не наказываем и не защищаем».

Концепция законопроекта о регулировании цифровых технологий в финансовой сфере «в целом согласована» и может быть представлена до конца 2017 года.

В октябре президент Владимир Путин поручил Банку России и правительству разработать регулирование криптовалют, майнинга и ICO. Соответствующие изменения в законодательство должны быть внесены до 1 июля 2018 года.

Подготовила Евгения Сидорова

ru.insider.pro

Закон о криптовалютах в России принят в первом чтении

До этого момента в России не было законов, которые хотя бы немного контролировали отрасль криптовалют. Но не так давно ситуация начала исправляться. В частности, 22 мая 2018 года в первом чтении приняли проект закона о криптовалютных активах. С его помощью будут контролировать и управлять отношениями при разработке, выпуске на рынок, хранении на криптовалютных кошельках и обращении монет в свободном пространстве. Кроме того, в только что принятом законопроекте отдельно оговаривается тема реализации правовых отношений и исполнения обязательств, закреплённых благодаря ещё одному блокчейн-новшеству – смарт-контрактам.

Но главное, что благодаря новому законопроекту, наконец, будет решена проблема с определением понятий криптовалюты, майнинга, токенов, умных контрактов, цифровых транзакций и их реестра, цифровых записей и их валидации. Также здесь рассматривали понятие ICO и не только. Раньше подобная терминология официально не использовалась, в связи с чем возникали очевидные трудности, но в мае этого года депутаты поддержали законопроекты, регулирующие криптовалюты, и это изменилось.

Подробнее о законопроектах

Всего депутаты рассматривали три проекта законов:

  1. «О цифровых финансовых активах».
  2. «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ».
  3. «О цифровых правах».

Именно их Госдума рассмотрела и приняла в первом чтении. Документы приняли почти все депутаты, которые присутствовали на заседании. Это говорит о том, что в надёжной законодательной базе государство действительно нуждается. Первые два проекта отправились на рассмотрение в парламент ещё 20 марта Анатолием Аксаковым, возглавляющим группу депутатов, работающих над их разработкой.

Что касается последнего документа, он был отправлен неделей позже – 26 марта. Авторами этого проекта выступили сразу два депутата – Вячеслав Володин и Павел Крашенинников.

По общему мнению, больше всего внимания привлекает законопроект «О цифровых финансовых активах». Именно в нём подробно говорится о новом виде договора – смарт-контрактах. Также в нём определяется понятие криптовалют и токенов. Их называют имуществом, но не платёжным средством. Проще говоря, на территории страны криптовалютами расплатиться не получится.

Узнай, как зарабатывать на криптовалютах и ICO на бесплатном онлайн мастер-классе

Подробнее

Какие темы затрагивают законопроекты

Проекты этих федеральных законов были разработаны после того, как поступило соответствующее поручение от Владимира Путина в октябре прошлого года. Алексей Аксаков заявил, что с помощью новых законов государство сможет обеспечить правовую защиту тех людей, кто использует рассматриваемые криптовалютные инструменты в своей деятельности.

В законопроектах представлена следующая информация:

  • Введено официальное определение цифровых активов. В частности, описывается, чем, согласно закону, выступают криптовалюты и токены. Их рассматривают как имущество;
  • Смарт-контракты получают статус полноценного электронного договора;
  • Определено понятие цифровой транзакции и цифровой записи;
  • Описаны и закреплены правовые основы, помогающие осуществлять новые виды деятельности в криптовалютной отрасли. К данной категории относится создание криптовалют или получение прибыли в виде цифровых монет (майнинг). Кроме того, сюда входит валидация, то есть работа, заключающаяся в подтверждении актуальности записей, вписанных в распределённый реестр транзакций;
  • Рассмотрена возможность проведения сделок, связанных с обменом криптовалютных единиц (токенов, а не самих криптовалют) на рубли и не только. Но такой обмен будет контролироваться Банком России на основе указов правительства страны;
  • Для законного хранения монет было введено понятие цифрового кошелька.

То есть в этих законопроектах указано большинство актуальных вопросов, связанных с криптовалютами.

Майнинг в новых законах

Майнинг, то есть добыча криптовалюты, интересовал людей, ожидавших принятия закона, пожалуй, больше всего. Эту тему прокомментировал Анатолий Аксаков, сообщив, что майнеры будут включены в реестр ФНС. В связи с этим они должны будут платить налоги и вести деятельность как предприниматели со всеми вытекающими последствиями.

Парламентарий также выдвинул предложение на первые пару тройку лет ввести своеобразный мораторий на налогообложение. Это поможет беспроблемно провести легализацию майнерской деятельности как бизнеса. Например, для малого бизнеса с небольшими объёмами выработки Аксаков предложил использовать более простую схему налогообложения. А вот представители крупного бизнеса будут подвергаться стандартному налогообложению, выплачивая налоги на прибыль, и возможно даже НДС.

К тому же Аксаковым было заявлено, что, скорее всего, придётся дорабатывать определение майнинга, так как на сегодня главным определяющим показателем выступает потребляемость электрической энергии, чего явно недостаточно для полноценного контроля.

Токены и криптовалюты в новых законах

Авторы законов хорошо поработали, чтобы определить понятие таких ключевых в криптовалютной отрасли понятий, как «токены» и «криптовалюты»:

  • Согласно ему, криптовалютой называют цифровой актив, что создаётся и учитывается в распределённом реестре цифровых транзакций членами рассматриваемого реестра. При этом формируется новая валюта по определённым правилам;
  • Токен – это часть цифрового актива, что выпускается эмитентом. Если другими словами, то токен – это криптовалюта, что создаёт юрлицо, чтобы привлечь финансы.

Документы прямо указывают, что криптовалюты не могут рассматриваться как платёжные средства на территории РФ.

То есть, учитывая представленные выше определения, как криптовалюта, так и токен выступают в роли имущества. Но между ними есть и отличие, заключающееся в эмитентах – один эмитент (токен) или много эмитентов/майнеров (криптовалюта). Кроме того, эти два понятия различаются ещё и согласно тому, с какой целью они выпускаются.

ICO и операции с криптовалютами

Согласно новой законодательной базе, ICO должно быть проведено только на основе публичной оферты. Состав сведений, указанных в ней, определён законопроектом, так что лицам, занимающимся выпуском токенов, придётся раскрывать дополнительную информацию. А чтобы защитить малоквалифицированных инвесторов, законопроект наделяет Банк России полномочиями выставлять ограничения. То есть лица, которые не являются специалистами в этой области, не смогут купить много монет – это им запрещено законом.

К тому же, чтобы снизить риски при проведении финансовых операций с криптовалютами, новое законодательство описало пункт о противодействии отмыванию прибыли, полученной незаконными методами, а также о противостоянии финансированию терроризма. Согласно ему, операции с криптовалютами должны выполняться профессионалами-операторами, на счету которых есть средства в размере не меньше пяти миллионов рублей. Но есть и ограничения, в частности, операторами не могут стать банки или некредитные финансовые организации.

cryptomagic.ru

что это изменит для участников рынка. Читайте на Cossa.ru

Осенью 2017 года президент России поручил Центральному банку и правительству разработать законодательные меры для регулирования сферы криптовалют и блокчейна. Согласно перечню поручений президента, новые законы должны заработать 1 июля. 

Спустя полгода, в мае 2018 года Госдума России в первом чтении одобрила законопроекты «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах». 

До дня X, когда новые меры вступят в силу, остается не так много времени, а четкой и структурированной информации о том, что конкретно изменится, не очень много. Поэтому я провел небольшой анализ того, что ждет пользователей и участников криптосообщества России уже в ближайшем будущем.

Майнеров заставят платить налоги

Законодатели планируют внести майнеров в реестр ФНС и заставить их платить налоги, правда возможны «налоговые каникулы» сроком на два-три года — это будет стимулировать легализацию бизнеса.

В разговоре с журналистом издания REGNUM один из авторов закона депутат Анатолий Аксаков так прокомментировал инициативу:

cossa-icons-6.png

Весь интернет-маркетинг за 19 недель!

Cossa рекомендует: онлайн-курс по интернет-маркетингу от Ingate — digital-агентства с 17-летним опытом.

  • 17 учебных блоков по ключевым вопросам интернет-маркетинга
  • Поддержка менторов
  • Диплом
  • Cтажировка в топовых агентствах России
  • Помощь в трудоустройстве
Узнать больше >>

Реклама

«Мы считаем что майнеры должны быть включены в реестр ФНС и платить налоги. Для легализации бизнеса, это мое мнение, на первых порах, может, на два-три года установить мораторий на налогообложение… если это малый бизнес, небольшие объемы, то — упрощенная система налогообложения. Крупный бизнес — обычное налогообложение, налог на прибыль, может, НДС».

При этом чиновник полагает, что властям еще предстоит доработать определение майнинга. Пока определяющим показателем является потребление электроэнергии.

Обмен криптовалют на фиатные деньги проконтролирует Центробанк

Сегодня пользователи могут обменивать криптовалюту в онлайн-обменниках (по данным российского агрегатора Askoinих сегодня около 400), а также в офисах криптообменников или биткоин-банкоматах — недавно журналисты с помощью специализированного поисковика Bitmap обнаружили в Москве уже 11 офлайн-пунктов для обмена криптовалюты (всего в России — около 70). 

Карта криптообменников Москвы

Согласно тезисам нового закона, возможность обмена «цифровых активов» на рубли или иностранную валюту допускается. Однако механизм регулирования этого процесса пока не прописан — сказано лишь, что «порядок и условия таких сделок дополнительно определит Центробанк совместно с правительством».

Появятся «операторы обмена цифровых финансовых активов»

Сегодня есть большое количество способов покупки криптовалюты - на биржах, с помощью биткоин-обменников или терминалов. Существуют как варианты сервисов, которые требуют верификацию для совершения операций (например, американский сервис Bittrex), так и те, где верификация не обязательна (пример — один из старейших криптообменников в рунете Матби).

Сегодня в рунете легко купить криптовалюты без верификации

Теперь же, согласно опубликованным зимой в Российской газете выдержкам из законопроекта, предполагается создание специальных операторов цифровых финансовых активов — квалифицированные инвесторы смогут обменивать криптовалюты и токены на другие криптоактивы только через счета этого оператора. По данным РБК, размер собственных средств таких операторов должен превышать 5 млн рублей, ими не смогут быть банки или некредитные финансовые организации.

ICO токены смогут выпускать только юрлица и ИП

Кроме того, проводить ICO с целью привлечения финансирования разрешат только на территории России разрешат только юрлицам и индивидуальным предпринимателям.

При этом участвовать в таких токенсейлах смогут квалифицированные инвесторы (вот неплохая статья на Banki.ru о том, как получить этот статус), для «неквалифицированных» инвесторов (то есть для большинства населения) объем приобретаемых токенов ограничат суммой в 50 тысяч рублей.

Заключение

Новые законы получили противоречивые отзывы от участников криптоиндустрии. Так в разговоре с ресурсом Право.ру член Экспертного совета ГД по цифровой экономике и блокчейн-технологиям Игорь Судец высказал мнение о том, что «попытка урегулировать все кошельки, обменники и биржи криптовалют приведут к тому, что они не будут получать специальные разрешения, а просто уйдут в теневую экономику». Эксперт также усомнился в том, что новые законы создадут привлекательную инвестиционную среду в российской юрисдикции.

В свою очередь, согласно цитате РБК, Российская ассоциация криптовалют и блокчейна (РАКИБ) в настоящий момент в законах никак не учтены вопросы, касающиеся приобретения или размещения российскими юридическими и физическими лицами токенов в зарубежных юрисдикциях. В итоге инвесторам будет проще перейти в более лояльные государства, а полноценное регулирование отрасли в России все равно не будет введено.

www.cossa.ru

Ряд российских законов о криптовалюте подверглись критике со стороны экспертов

россия биткоин

22 мая депутаты Государственной Думы РФ в первом чтении одобрили законопроекты «О цифровых финансовых активах», «О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса (ГК) РФ», «Об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге)».

Эксперты проанализировали эти законопроекты и указали на их сильные и слабые стороны. Вторых, впрочем, оказалось больше.

Артем Толкачев, директор ООО «Делойт Консалтинг»

Несмотря на несогласованность терминов, а также подходов к регулированию, ни один из рассматриваемых проектов нельзя назвать запретительным: каждый из них признает наличие новой формы экономического блага — будь то цифровой финансовый актив, цифровое право или токен, — фиксация которого и распоряжение которым осуществляется в специальном реестре.

При этом в законопроекте о «О цифровых финансовых активах» и законопроекте «О поправках к ГК» существует деление на криптовалюту и токены, а законопроект «О краудфандинге» и вовсе не оперирует понятием криптовалюты.

Прямое указание в законе на наличие нового объекта — криптовалюты — должно благотворно сказаться на бизнесе, который в настоящий момент испытывает большие трудности: операции с криптовалютой периодически связывают с выпуском и оборотом денежных суррогатов и совершением операций, запрещенных законодательством о противодействии отмыванию денежных средств, полученных преступным путем.

В целом, этот подход уравновешен более прагматичным взглядом налоговой службы, которая уже сейчас дает, хотя и в самом общем виде, разъяснения по налогообложению операций с криптовалютой как для физических, так и для юридических лиц.

Между тем уже сейчас понятно, что предлагаемое регулирование по многим вопросам не соответствует деловой практике, а потому его применение будет либо невозможным, либо неэффективным.

Например, порядок обращения криптовалют, установленный в законопроекте «О цифровых финансовых активах», достаточно жестко регламентирован и затрудняет практическую возможность участия инвесторов и эмитентов в обороте цифровых активов. Судя по тексту законопроекта, предлагается не просто ввести специальных субъектов — операторов обмена цифровых финансовых активов, но и установить существенные ограничения на совершаемые с их помощью операции.

Одним из них является требование о прохождении полной идентификации лиц, совершающих сделки с криптовалютой, с отсылкой на текущее законодательство по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. При этом остаются открытыми вопросы, связанные с применением данных требований на практике. К ним относится, например, необходимость использования совершенно новых методов выявления источника происхождения криптоактивов и мониторинга операций с ними, а также возможность проведения упрощенной идентификации дистанционным способом.

В целом концепция проведения операций с цифровыми активами также кардинально изменяется по сравнению с текущей установленной рыночной практикой: для операций становится необходим цифровой кошелек, который будет открываться исключительно российским оператором обмена цифровых финансовых активов.

С учетом ограничений, вводимых законопроектом «О цифровых финансовых активах», высокая привлекательность российских проектов для иностранных инвесторов является крайне маловероятной. Помимо этого, практическая возможность участия российских резидентов в иностранных ICO-проектах без нарушений российского законодательства также представляется затруднительным.

Предлагается также не допускать обмен одних цифровых активов на другие – обмен возможен только на рубли и иностранную валюту.

Законопроект «О внесении изменений в ГК РФ» прямо указывает на возможность использования цифровых денег (фактически — криптовалют) в качестве платежного средства. Правда, как и почти всякое положение этого законопроекта, оно отсылает к правилам, установленным специальным законом. Соответственно, использовать криптовалюту для осуществления расчетов по сделкам по приобретению токенов нельзя.

Одним из последствий такого запрета будет невозможность проведения ICO в привычном понимании: сегодня большинство проектов используют смарт-контракты, привлекая средства в криптовалютах, — с использованием смарт-контрактов. В концепцию традиционного ICO также не вписываются и положения законопроекта «О краудфандинге»: инвестиции в проект могут осуществляться только безналичными денежными средствами, которые перечисляются на номинальный счет, открытый оператору инвестиционной платформы.

Многочисленные разногласия с устоявшейся практикой порождают неразрешенный вопрос: как же предлагается решать задачу регулирования процесса привлечения финансирования, который показал столь активный рост в прошлом году?

Законопроект «О цифровых финансовых активах» отличают упрощенные правила по раскрытию информации для эмитентов токенов; кроме того, эмитент наделен правом определять конкретные условия сделки по продаже токенов.

Установление простых правил раскрытия информации для эмитентов, скорее всего, объясняется тем, что законодатель делает ставку на защиту инвестора путем установления ограничений на участие в финансировании: свободно участвовать в ICO по новым правилам смогут квалифицированные инвесторы; для неквалифицированных инвесторов будет устанавливаться предельная сумма инвестиций. При этом стоит отметить, что текущая рыночная практика сводится как раз к тому, что основное число инвесторов в ICO-проекты составляют неквалифицированные инвесторы, в то время как институциональные инвесторы только начинают с большой осторожностью осваивать этот рынок. В этой связи указанные ограничения могут существенно повлиять на успешность ICO-кампаний.

Законопроект «О краудфандинге» предлагает несколько вариантов прав, которые могут олицетворять токены, их перечень настолько широк, что фактически и эмитент может выбрать любую стратегию для обоснования продажи токенов. При этом, к сожалению, ни законопроект «О цифровых финансовых активах», ни законопроект «О краудфандинге» не предполагает закрепления инвестиционного договора, который мог бы стать одной из самый востребованных конструкций на рынке: такой договор предполагал бы получение дохода в зависимости от финансовых показателей эмитента токенов без права на управление в компании, которое мало интересует новое поколение инвесторов.

Для неквалифицированных инвесторов в законопроекте «О краудфандинге» также предусмотрено ежегодное ограничение на сумму инвестиций, совершенных с использованием инвестиционных платформ. Аналогичное пороговое значение по получаемым средствам в течение одного календарного года будет установлено для лиц, привлекающих инвестиции, включая эмитентов токенов. Соответствующие количественные ограничения будут устанавливаться Банком России. В первоначальной версии законопроекта, опубликованной на сайте ЦБ РФ, пороговые значения были установлены в объеме 500 тысяч и 200 млн рублей соответственно.

Установление количественных значений может поставить под вопрос целесообразность выбора краудфандинга в качестве альтернативы для привлечения инвестиций в целом и создает ряд противоречий: с учетом серьезных ограничений законодатель пытается перевести в разряд целевой аудитории квалифицированных инвесторов; при этом данный тип инвесторов, как правило, не заинтересован в участии в ICO-кампаниях на небольшие суммы, равно как организации, которые обычно привлекают средства от квалифицированных инвесторов.

Также законопроект «О краудфандинге» вводит нового субъекта — оператора инвестиционной платформы — и определяет требования к такому субъекту, а также отделяет его ответственность от ответственности эмитента токенов, что также положительно скажется на создании необходимой инфраструктуры и совершенствовании и повышении безопасности процесса привлечения инвестиций.

При этом для операторов инвестиционных платформ Банк России предлагает процедуру включения в реестр, а не лицензирования (деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов, напротив, предполагает получение лицензии в рамках законодательства об организованных торгах и законодательства о рынке ценных бумаг). На данный момент неясно, как будут соотноситься эти субъекты, учитывая, что деятельность операторов инвестиционных платформ будет распространяться на посредничество не только при выпуске токенов, но и при реализации других способов привлечения финансирования, в том числе в рамках законодательства о рынке ценных бумаг.

В завершение стоит отметить, что ни один из законопроектов, которые до сих пор предлагались в качестве основы для регулирования криптовалют в России, не затрагивает вопросов бухгалтерского и налогового учета цифровых активов и не рассматривает деталей обращения взыскания на цифровое имущество в рамках исполнительного производства с учетом множества особенностей, связанных с их эмиссией и оборотом. Это еще одна из причин, помимо всех вышеперечисленных, которая дает основание предположить, что в краткосрочной перспективе предложенное регулирование в текущей редакции вряд ли сможет охватить базовые практические вопросы инвесторов и интернет-проектов, ставя тем самым под сомнение привлекательность российского рынка.

Игорь Судец, директор программы дополнительного образования Blockchain Lawyers

На голосование была вынесена первоначальная редакция законопроекта «О цифровых финансовых активах», однако и разработчики, и экспертное сообщество понимают, что в результате законопроект обретет совсем другие очертания. Этот законопроект глава Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков обещал существенно править еще в момент внесения, а сейчас, когда есть заключение правительства, стало понятно, что он будет переписан полностью.

В Сколково и на Петербургском международном юридическом форуме представлялась новая редакция законопроекта — и она ничего общего с блокчейном не имеет — в нем речь идет о создании цифровых платформ, которые на своих нераспределенных реестрах учитывают денежные обязательства, фактически облигации, и доли/акции компаний, являясь, в свою очередь, агентами, обеспечивающими регистрацию соответствующих прав в госорганах. Идея очень хорошая и правильная, но к блокчейну отношения не имеет.

Также достоверно известно, что из базового законопроекта, внесенного председателем Госдумы РФ Вячеславом Володиным и председателем профильного комитета по законодательству Павлом Крашенинниковым, исчезнет упоминание так называемых цифровых денег (криптовалют). Такой подход является резко негативным, поскольку отказавшись легализовывать криптовалюту из-за ее якобы теневого характера, ее статуса денежного суррогата и финансовой пирамиды, законодатель будет вынужден ограничить возможности и других блокчейн-инструментов, в частности ICO и майнинга. А если криптовалюта является ничем с точки зрения права, ее реклама не приветствуется, а собственники не имеют судебную защиту, в том числе от хищений — криптовалюта не сможет привлекать инвестиции в российскую юрисдикцию.

В то же время хочется отдать должное разработчикам законопроекта, которые очевидно пытались создать комфортные условия в ГК для дальнейшего внедрения новых технологий. При этом важно понимать, что поправки в Гражданский кодекс не будут работать без внедрения профильного законодательства и принятия соответствующих подзаконных актов.

Александр Журавлев, управляющий партнер юридической компании «Эффективные бизнес ресурсы» и сооснователь программы дополнительного образования Blockchain Lawyers:

Законопроект «О цифровых финансовых активах» определяет майнинг как коммерческую деятельность. Кроме того, согласно проекту, к майнерам предлагается относить граждан и юридических лиц, которые в течение трех месяцев превышают лимиты энергопотребления. Однако проблема состоит в том, что лимиты, которые в большей части субъектов РФ попросту не установлены, могут быть превышены и по другим причинам.

На мой взгляд, вместо этого стоит ввести официальную регистрацию майнеров и установить некий уровень прибыли и/или количество операций, а также иные критерии, при превышении которых их деятельность переходит в разряд коммерческой.

Важно разделять два вида майнинга: промышленный майнинг в больших масштабах, в интересах третьих лиц или собственных и непромышленный вид майнинга, когда человек посредством одного ASIC-майнера добывает криптовалюту для себя. Подводить все под предпринимательскую деятельность — неразумно.

Законопроект вводит понятие смарт-контракта как «договора в электронной форме». Однако существующие положения ГК РФ различают только устную, письменную и нотариальную форму. По сути смарт-контракт — это вид договора, поэтому мы предлагаем заменить термин «форма» на «вид», что позволит избежать путаницы в понятиях.

В целом определение смарт-контракта нельзя назвать полным. На наш взгляд, это компьютерный алгоритм и/или код, предназначенный для заключения и/или исполнения сделок в ГК. Также нужно прописать возможность использования смарт-контракта не только в распределенном реестре.

В законопроекте «О внесении изменений в ГК» содержится условие, которое разрешает третьим лицам и сторонам сделки оспаривать только исполнение смарт-контракта. Это условие нужно исключить, потому что оно противоречит статье 12 ГК РФ, а также специальным нормам закона «О банкротстве». Поскольку в этих статьях исчерпывающе указан полный перечень способов судебной защиты прав, то созданные в новом законопроекте ограничения могут породить противоречия при судебных разрешениях подобных споров.

С другой стороны, законодателю необходимо подтвердить, что стороны договора подтверждают, что понимают и согласны с условиями, прописанными исключительно в форме программного кода. На слушаниях в Общественной палате разработчики согласились с необходимостью доработки этого положения.

Понятие цифровых денег, исходя из заключения профильного комитета, который проектирует дальнейшие поправки, будет исключено из законопроекта о внесении изменений в ГК, при этом в проекте ФЗ «О цифровых финансовых активах» вводится понятие «криптовалюта». В законопроекте уточняется, что совершать обмен цифровых финансовых активом на рубли или иностранную валюту допустимо только через операторов подобных активов: брокеров, дилеров, юридических лиц и биржевые площадки. Перечень разрешенных в России сделок и порядок их проведения будет устанавливать Центробанк по согласованию с правительством. При этом предлагается также не допускать обмен одних цифровых активов на другие (обмен одной криптовалюты на другую или обмен токенов на криптовалюту).

Очень важно, чтобы возможность произведения оплаты в криптовалюте была сохранена, хотя бы для ICO-проектов, поскольку платить за токены криптовалютой — это общемировая практика. Если это сейчас ограничить, то многие ICO-проекты не придут в российскую юрисдикцию. По оценке аналитического агентства ICORating, общие вложения инвесторов в ICO только за первый квартал 2018 года составили более $3,3 млрд, и это нужно расценивать как потенциальные налоги, рабочие места и т.д.

Что касается ICO, то мы предлагаем ввести прогрессивную формулу, которая учитывала бы размер инвестиций в проект и потенциальный размер убытков. На основании этих данных для каждого проекта можно отдельно рассчитывать минимальный размер уставного капитала.

Кроме того, мы предложили осуществлять дополнительную защиту инвесторов через введение обязательного страхования рисков для организаторов ICO. По нашему представлению, это будет представлять собой аналогию фонда обманутых дольщиков, который будет использован в случае провала ICO-проекта.

Кроме того, нами предлагается в будущем не ограничивать модели проведения ICO: SAFT, ILP, DAICO, STO и традиционную модель классического ICO, поскольку непонятно, какие из них смогут прижиться в РФ.

Следует отметить, что поскольку Банком России будут устанавливаться ограничения для неквалифицированных участников рынка на инвестиции в краудфандинговые проекты, то сам смысл «народных инвестиций» теряет свое значение в привычном понимании. Именно поэтому, если в рассматриваемые законопроекты не будут внесены изменения, проведение ICO в РФ не сможет стать доступным инструментом для развития бизнеса в его общемировом понимании.

Отметим, что для проведения операций с цифровыми активами необходимо иметь цифровой кошелек. Его открытие будет возможно исключительно российским оператором обмена цифровых финансовых активов.

В проекте ФЗ «О краудфандинге» вводится понятие оператора инвестиционной платформы, а также устанавливаются требования к нему. Этим законопроектом вводится разграничение его ответственности от ответственности лиц, которые выпускают токены. Для операторов инвестиционных платформ Банк России предлагает процедуру включения в реестр, а не лицензирования в привычном понимании.

В проекте ФЗ «О цифровых финансовых активах» вводится понятие «Оператор обмена цифровых финансовых активов» — это юридическое лицо, совершающее сделки по обмену токенов на рубли или иностранную валюту. Операторами обмена цифровых финансовых активов могут быть только юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ. Деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов в отличии от инвестиционных платформ предполагает получение лицензии в рамках законодательства об организованных торгах и о рынке ценных бумаг.

Также остается открытым вопрос, как именно будет соотноситься деятельность операторов обмена цифровых финансовых активов с инвестиционными платформами.

Нам бы хотелось, чтобы законодатели легализовали работу иностранных обменников, криптовалютных бирж и кошельков без дополнительных заявок с их стороны (путем выдачи разрешений со стороны профильного органа исполнительной власти). Пока что там предполагается сложная процедура аккредитации.

Поправки, предложенные в статью 128 ГК РФ, относят цифровые права к объектам гражданских прав, и это очень хорошая норма, потому что в случае возникновения каких-либо споров, можно точно сказать, что токены — это имущественные права, которые подлежат защите. На мой взгляд, внесение таких изменений положительно скажется на правоприменительной практике.

Предлагается уточнить и расширить используемый в законопроектах термин «Цифровые права» (токены) до общемировой терминологии: «utility-» и «security-токенов». Мы предлагаем дополнить описание различий между ними, в том числе в вопросе их законодательного регулирования. Это следует также разграничить специальным законом «О цифровых финансовых активах», а не в поправках к ГК.

Вместе с тем, сам термин «цифровые права» подразумевает, что речь идет о неком субъективном праве, тогда как по терминологии статьи цифровое право — это цифровой код или обозначение права на объекты гражданских прав. Здесь нужно учесть, что сведения или запись о каком-то имущественном праве не могут являться правом как таковым, а лишь могут подтверждать наличие права.

В пояснительной записке к законопроекту указано, что цифровые права дают возможность у кого-то что-то требовать, но совершенно ясно, что возможность потребовать дает не сама запись, код или обозначение, которые есть в блокчейне, а то право, которое эту возможность предусматривает. Токен по сути дает право требовать от определенного лица либо исполнения обязательств по поставке товаров, оказанию услуг, выполнению работ, если это utility-токен, либо исполнения денежных обязательств (возврат займа с процентами, выплаты дивидендов и т.д.) или участия в управление компании, если это security-токен.

Кроме того, во избежание разночтений и противоречий в правоприменительной практике, следует упорядочить терминологию во всех трех законопроектах.

ФНС уже сейчас предоставляет общие разъяснения по налогообложению операций с криптовалютами для юридических и физических лиц. Однако до настоящего времени не разработан законопроект, который бы регламентировал налогообложение трейдинга, операций с криптовалютой, обменников, майнинга, а также вопросов, связанных с ICO. Пробел в этом вопросе может привести к негативным последствиям, поскольку налогообложение должно коррелировать с принимаемыми положениями этих законопроектов и правила игры для бизнеса в этой сфере должны быть понятны.

Мы считаем, что до рассмотрения законопроектов во втором и третьем (окончательном) чтении необходимо разработать положения законодательства, которые будут регулировать вопросы налогообложения этой отрасли. Это можно сделать, создав согласованный с экспертным сообществом специальный режим под эти виды деятельности или, по примеру Беларуси, объявить налоговые каникулы для всех игроков криптовалютного рынка сроком на один год, чтобы оценить, как будут работать принятые законопроекты в окончательном виде и подготовиться к нормальному налоговому администрированию отрасли.

Поскольку у цифровых активов существует особая система оборота, учета и операций, то законодателю следовало предложить соответствующие поправки о порядке обращения взыскания на цифровые активы/права в рамках принудительного исполнения судебных решений (исполнительного производства). Отдельно следует отметить, что законодатель не предложил таких поправок.

В целом на фоне международной практики Россия заняла сдержанную позицию в отношении криптовалют, не пойдя по пути Китая или Индии с полным запретом этого рынка, но и не заняв общепринятую лидерами рынка прогрессивную позицию, как это сделали Швейцария, Гибралтар и подобные юрисдикции. Но сам по себе важен тот факт, что работа в этом направлении ведется. Я надеюсь, что законодатели и другие профильные ведомства услышат экспертное сообщество и внесут поправки в законопроекты ко второму и третьему чтению, поскольку большинство экспертов сошлись во мнении, что документы нуждаются в доработке.

По поручению президента РФ работа по законодательному регулированию криптовалют должна быть завершена к июлю, но, на наш взгляд, важно не бежать за исполнением этого поручения, а основательно и обстоятельно доработать законопроект, поскольку отрасль очень важная и она может обеспечивать прорыв в экономике.

Добавим, что перечисленные выше поправки в ГК РФ были переданы экспертами в Общественную палату РФ. Прочие предложения по изменению законопроекта «О цифровых финансовых активах» должны быть представлены в срок до 4 июня.

Будь в курсе! Подписывайся на Криптовалюта.Tech в Telegram. Обсудить актуальные новости и события на Форуме

cryptocurrency.tech

Госдума рассмотрит три закона о криптовалютах. РАКИБ в них не верит :: РБК.Крипто

Новые правила не позволят создать в стране полноценное регулирование, инвесторы будут вести бизнес в более лояльных государствах, считают эксперты из Российской ассоциации криптовалют и блокчейна

Во вторник, 22 мая, в Государственной Думе РФ рассматривают законопроекты, регулирующие сферу цифровых денег: «О цифровых финансовых активах», «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ» и «О цифровых правах». Для внесения поправок в Гражданский кодекс чиновникам необходимо несколько месяцев на консультации с Центробанком и Минэкономразвития, передает «Парламентская газета» слова главы думского комитета по государственному строительству и законодательству Павла Крашенинникова.

«Пока мы убираем из законопроекта о цифровых правах, который вносит изменения в ГК, все о криптовалютах, потому что дискуссии этот пункт вызывает очень жесткие. Они во всем мире происходят, и мы, наверное, дискуссию еще месяца два будем продолжать с тем, чтобы с Центральным банком, с Минэкономразвития выработать единую позицию для регулирования вопроса», — отметил Крашенников.

Сегодня Госдума рассмотрит проект, который был внесен группой депутатов во главе с председателем Комитета Думы по финрынку Анатолием Аксаковым. Он закрепит определение криптовалюты как «иного имущества», а также установит порядок совершения сделок с ней на территории страны.

По мнению Российской ассоциации криптовалют и блочейна, документы не предусматривают возможности оборота цифровых денег, в том числе внесения их при привлечении инвестиций во время ICO. Об этом представители организации сообщили в твиттер-аккаунте «РАКИБ».

Законопроекты не отвечают на вопросы, которые касаются возможности российских юридических и физических лиц приобретать токены и криптовалюту за рубежом, а также осуществлять размещение токенов в рамках ICO в других юрисдикциях. Документы требуют существенной доработки, отметили в РАКИБ. Принятие новых правил не позволит полноценно регулировать отрасль, инвесторы будут вынуждены переходить в более лояльные государства.

www.rbc.ru

Закон о криптовалюте в России - плюсы и минусы разработки

Закон о криптовалюте в России — плюсы и минусы разработки

Закон о криптовалютах «О цифровых финансовых активах»: плюсы и минусы

Спикер: Людмила Рулева, Sparta Consulting

В январе 2018 года Минфин России опубликовало на своем сайте долгожданный для майнеров и покупателей криптовалюты проект федерального закона «О цифровых финансовых активах».

Разработка подобного акта фактически продиктована активными темпами роста спроса и предложений, основанных на использовании различного рода криптовалют и токенов. Безусловно, правовая регламентация организации, осуществления и участия в такой деятельности необходима, поскольку интересы инвесторов, и лиц, решивших подзаработать этим способом, находятся в «подвисшем» состоянии, не защищены от злоупотреблений отдельных субъектов в этой сфере.

Кроме того, данный сегмент рынка, в силу отсутствия его прозрачности, нередко выступает площадкой для проведения незаконных операций по легализации и отмыванию доходов, полученных преступным путем, по продаже оружия и финансированию терроризма. Поэтому подобный шаг со стороны государства следует только поприветствовать и поддержать.

Законопроект о создании в России системы майнинга с использованием крипторубля

При этом нельзя не отметить положение законопроекта о появлении официального оператора обмена цифровых финансовых активов, который по сути выступает гарантом доведения соответствующей операции до конца и получения взамен определенного эквивалента. Вместе с тем, для того, чтобы достигнуть желаемый результат и необходимый эффект от принятия указанного закона, на наш взгляд, требуется более качественная его проработка. Представленный проект не совсем отвечает тем задачам, которые необходимо решить в этой области.

На это следует обратить внимание в законопроекте о криптовалютах

На это следует обратить внимание в законопроекте о криптовалютах

Чтобы не быть «голословными», постараемся назвать отдельные недоработки данного документа.

В статье 1 законопроекта обозначена сфера его действия как «отношения, возникающие при создании, выпуске, хранении и обращении цифровых финансовых активов, а также осуществлении прав и исполнении обязательств по смарт–контрактам». Однако, его текст состоит из пяти статей, три из которых посвящены общим «организационным» вопросам, касающимся толкования и вступления в силу закона.

Любое лицо, даже не имеющее отношение к юриспруденции или к работе с криптовалютой и токенами, понимает, что посредством двух статей невозможно охватить аспекты столь сложной деятельности, учитывая, что ранее ее законодательное урегулирование отсутствовало.

Разъяснение законопроекта о криптовалютах от эксперта-юриста

Так, например, в проекте не раскрыта тема об образовании криптовалют, особенностях, связанных с их обращением, о правах, обязанностях и гарантиях их владельцев, о возможности (отсутствия возможности) наложения на цифровые финансовые активы, как на имущество в электронной форме, обременения или ограничения в его использовании, порядке осуществления таких действий, их отражении в соответствующей базе данных (системе), о лицах, уполномоченных на совершение названных операций, об условиях обращения взыскания на криптовалюту и токены, нюансах использования смарт – контрактов и т.д.

Ввиду того, что в документе не освещены вопросы, связанные с употреблением криптовалюты, сформулированное в законопроекте понятие данного цифрового финансового актива, не позволяет установить его смысловое значение.

В частности, разработчики определили, что криптовалютой следует считать вид цифрового финансового актива, создаваемый и учитываемый в распределенном реестре цифровых транзакций участниками этого реестра в соответствии с правилами его ведения. Однако, иные характерные отличительные признаки, а также в чем заключается ее ценность, в проекте не названы.

Одновременно, авторы прямо указали, что такие объекты не могут служить законным средством платежа на территории Российской Федерации. Соответственно, планируется, что роль «виртуальной валюты» или расчетной единицы, которая в настоящее время, в основном, закрепилась за криптовалютой, будет утрачена. Полагаем, что законность выполнения операций по ее обмену на товары, услуги, работы также представляется сомнительной, поскольку гражданское законодательство РФ называет в качестве объекта прав по договору мены товар, то есть вещь (ст. 567 Гражданского кодекса РФ). Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, данный вопрос вряд ли можно считать регламентированным в рассматриваемом документе.

Биткоин в России: Что и где можно купить за криптовалюту?

Помимо этого, хотелось бы отметить, что разработчики не учли и не отметили в нем особенности положения уже сформировавшихся к моменту принятия закона групп — участников системы использования цифровых финансовых активов, включая владельцев токенов и криптовалют.

Таким образом, считаем, что представленный проект не содержит полноценной концепции и определенности оборота криптовалют и токенов в Российской Федерации. Принятие закона в таком варианте, на наш взгляд, не решит всех проблем в данной сфере деятельности, включая функционирование «теневого» бизнеса. Отсутствие четких и понятных правил будет создавать предпосылки для различного толкования и, как следствие, возникновения многочисленных спорных ситуаций.

promdevelop.ru

Закон о криптовалюте в России 2018

Одними из основных особенностей криптовалюты являются ее децентрализация и полная анонимность платежей, поэтому транзакции внутри системы проходят без участий государства, они не облагаются налогами. Вследствие с этим, Минфин совместно с Центральным Банком Российской Федерации представили законопроект о криптовалюте в России 2018 года. О том, как повлияет данный законопроект на цифровую валюту, как отобразится это на майнерах и стоит ли опасаться ее держателям, вы узнаете в этой статье.

Содержание статьи:

Для чего нужен закон о криптовалютах

Закон о криптовалюте был создан с целью защиты интересов участников криптовалютного рынка. Он призван определить правовой статус криптовалюты. На основании самого закона РФ о регулировании криптовалют будет построена правовая база для ее регулирования. Минфин предлагает приравнять Биткоин и альткоины к финансовому активу. Если это будет так, использовать криптовалюту можно будет только участникам регулируемых бирж.

Российская Федерация, как член ФАТФ (международной группы по борьбе с отмыванием денег), заинтересована в вопросе регулирования цифровых активов. Поскольку цифровая валюта предлагает полную анонимность проведения транзакций, это способствует ее использованию на черном рынке. Он позволит решить такие проблемы:

  1. Борьба с черным рынком;
  2. Защита владельцев криптовалюты от мошенничества;
  3. Препятствие отмыванию денег;
  4. Создание возможности для налогообложения криптовалют и их майнинга.

altcoins

Основная цель закона о цифровой валюте – сформировать регулируемую среду для криптовалютного бизнеса.

Основной проблемой является то, что у представителей различных ведомств нет единого мнения относительно этого вопроса.

Основные положения

Давайте рассмотрим основные пункты, которые освещает данный законопроект. В 2018 году криптовалюты в России будут регулироваться исходя из следующих положений:

  • Определение криптовалюты и токенов. Перед тем как был представлен проект закона о криптовалюте, велись различные дискуссии от том, как определить такую финансовую единицу. Здесь цифровую валюту приравняли к «иному имуществу». Иное имущество можно только обменять на товар или услуги;
  • Второй пункт в законопроекте касается условий проведения ICO. Согласно закону, его теперь будут рассматривать в качестве краудинвестинга. Здесь есть несколько ограничений. Максимальное число средств, которые используются в ICO, не должно превышать отметки в 1 миллиард рублей. Неквалифицированные инвесторы не смогут вкладывать в ICO инвестиции размеромбольше 50 тысяч рублей;
  • Майнинг криптовалюты будет признан одним из видов предпринимательства. Чтобы заниматься этой деятельностью, необходимо будет зарегистрироваться как юридическое лицо или частный предприниматель. Вследствие этого исключается возможность домашнего майнинга. Налогообложение для майнеров будет устроено таким же образом, как и для предпринимателей. Биржи, занимающиеся торговлей цифровых валют также должны пройти процедуру регистрации, в соответствии с законом;
  • Создание национальной криптовалюты. Такая вероятность обсуждается ЦБ России и Минфином. Первый зампред ЦБ указала на то, что макроэкономические показания населения демонстрируют нецелесообразность воплощения данного проекта. При этом, более вероятным является создание наднациональной валюты совместно с партнерами из стран ЕАЭС и БРИКС.

Исключение анонимности

Одним из основных решений министерства финансов является полностью убрать анонимные транзакции, что по мнению его представителей, решит проблемы с черным рынком и отмыванием денег.

Согласно представленному закону, биржи, торгующие криптовалютой и токенами обязаны предоставлять полную информацию о бенефициарах и о лицах, которые вносят депозиты. Анонимные транзакции будут признаны нарушением закона Российской Федерации. Также возможно и то, что будет существовать только одна биржа, торгующая криптовалютой, не имеющая альтернатив.

Заключение

В 2018 году отношение к криптовалюте в России стало меняться, о чем свидетельствует опубликованный законопроект. Закон о биткоинах в России– это первый серьезный шаг для снижения рисков работы с криптовалютой. Но следует отметить, что в законе не содержится полноценная концепция оборота цифровых монет. В нем отсутствуют четкие и понятные правила касательно некоторых вопросов, что будет причиной возникновения многочисленных спорных ситуаций. Надеемся, в ходе обсуждения, некоторые положения будут доработаны, что внесет ясность в понимание законопроекта.

altcoingid.ru


Смотрите также